ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Повелители лития

      Москва, 14 ноября - "Вести.Экономика". Буквально сразу после внезапного свержения президента Боливии Эво Моралеса стали звучать различные конспирологические версии о причинах произошедшего. Значительная часть из них увязывает это событие с неуступчивостью Моралеса в отношении доступа западных инвесторов к месторождениям основного природного ресурса страны – лития. Впрочем, даже если новые власти Боливии окажутся более лояльны к иностранным инвесторам, литиевый бум этой латиноамериканской стране в ближайшие годы все равно вряд ли светит, считает Сергей Дейнека, финансовый аналитик "БКС Премьер".

      Сергей Дейнека, финансовый аналитик "БКС Премьер"

      "Теперь уже бывшее боливийское руководство в течение последних лет активно заигрывало с инвесторами и представителями руководства из разных стран – Китая, Германии, России, предлагая принять участие в разработке колоссальных залежей литиевого сырья. По данным ученых, боливийские недра могут заключать в себе до 9 млн тонн лития. В то же время экономический и политический курс Эво Моралеса, сопровождавшийся, в частности, национализацией нефтегазовых предприятий, был сопряжен с большими рисками для инвестиций в боливийскую литиевую отрасль.

      Во многом именно поэтому Боливия, обладая самыми крупными запасами сырья в мире, до сих пор не имеет базы для производства лития и возможностей конкурировать на мировом рынке, где балом правят латиноамериканские соседи – Аргентина и Чили, а также стремительно наращивающая объемы экспорта литиевых соединений Австралия.

      Впрочем, литиевое отставание Боливии связано далеко не только с политическими рисками. Во-первых, в материалах из боливийских солончаков наблюдается в 3-4 раза больше примесей – хлоридов натрия, калия и магния, чем, например, в чилийском сырье. Это создает дополнительные трудности как в плане извлечения лития из рапы, так и в плане дальнейшей утилизации отходов.

      Во-вторых, добыча лития на боливийских месторождениях, как установили исследования, более трудоемка и требует применения особых технологий. Кроме того, добыча лития невозможна без значительных объемов воды, но две реки, ведущие к солончаку Уюни слишком маловодны, а главное – эти мелкие водные артерии жизненно важны для местных жителей, выращивающих традиционную злаковую культуру киноа. Кроме того, значительная часть коренных обитателей региона, проживающих в районе богатых литием солончаков, выступает против разработки месторождений и присутствия иностранных компаний. Другая же, более прагматично настроенная часть местных жителей, требует обеспечения роялти.

      Таким образом, с точки зрения мировой конъюнктуры рынка лития ничего драматического с политическим кризисом в Боливии не произошло. Более того, данный рынок, показывавший значительный рост как по объемам производства (27,4 тыс. т. в 2008 г. – 38 тыс. т. в 2018 г.), так и по росту цен ($6,5 тыс./т. в 2008 г. – $16 тыс./т. в 2018 г.), в последние годы столкнулся с перенасыщением на фоне увеличения предложения со стороны Аргентины и Австралии. В целом мировое потребление лития возросло за 2008-2018 гг. с 91 тыс. т. до 269 тыс. т. эквивалента карбоната лития в год, но при этом на мировой рынок поставляется уже свыше 400 тыс. т.

      Одна из главных причин текущего дисбаланса спроса и предложения – переоценка темпов развития сегмента автомобилей с электроприводом, где сосредоточено порядка 60% потребления лития, этот рынок в последние годы развивался недостаточно быстро. Нехватка станций подзарядки и обслуживающих сервисов, ограниченное расстояние на одном заряде и все еще высокая стоимость не позволяют сделать электрокары массовыми. По мере того как электромобили будут становиться доступнее, баланс спроса и предложения начнет выравниваться, и в начале 2020-х стоимость лития может снова пойти в рост. Как ожидается, к 2023 г. массовое производство электромобилей начнут Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo и другие производители.

      Стоит учитывать, что некоторые страны, например Норвегия и Голландия, планируют запретить эксплуатацию в своих странах автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к 2025 г. К этому году, по прогнозу Credit Suisse, продажи литиевых аккумуляторов вырастут в три раза. Спрос на литий, как в свою очередь посчитали в Canaccord Genuity, вырастет сопоставимо – до 917 тыс. тонн.

      Прогнозы о том, насколько вырастет количество электроавтомобилей на дорогах мира с нынешних 6 млн штук, ощутимо разнятся. Так, международное аналитическое агентство считает, что общее количество электромобилей в мире составит к 2035 г. 190 млн штук, а компания McKinsey пришла к выводу, что к этому времени количество электромобилей в мире составит 100 млн. В любом случае потенциал роста в 15-30 раз за полтора десятилетия говорит о формировании мощного рыночного сегмента, который, несмотря на временную пробуксовку, обещает усилить темпы роста в ближайшие годы и потребует сопоставимого увеличения поставок лития, кобальта и других редкоземельных металлов.

      Заметим, что российской экономике неопределенность с дальнейшей судьбой литиевых богатств Боливии столь же не страшна, как и мировому рынку в целом. Годовой спрос на литий в России невелик – около 1,5-2 тыс. тонн металла в чистом виде, отечественная экономика формирует порядка 3% мирового спроса на литий. Основная часть сырья импортируется из Чили, Аргентины, Китая. В России металл обнаруживается в полутора десятках месторождений, но добыча его в настоящее время в стране не ведется".
      

      Новости партнеров

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить