ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Продать нельзя освоить: зачем Трамп требует от Дании продать Гренландию?

      Москва, 17 августа - "Вести.Экономика". Предложение Трампа датчанам продать Гренландию, высказанное им в его привычном стиле, пока не рассматривается датским правительством официально. Неофициально оно уже отвергнуто представителями властей автономной Гренландии и самой Дании в терминах "не продается". Но вопрос вряд ли закрыт, т. к. для многих политиков в США он уже выглядит "своевременным".

      С учетом экономической ситуации в самой Гренландии, неспособности Дании развивать свой гигантский автономный регион и невозможности ЕС участвовать в этом экономически и политически регион должен рано или поздно получить "ответственного собственника" находящихся там активов.

      Активы - это не только 2,1 млн кв. км полностью государственной земли, полезные ископаемые и запасы углеводородов на шельфе. Стратегическое положение в Арктике, относящиеся к Гренландии морские биоресурсы, запасы пресной воды – все это не может использоваться малонаселенной автономией и ее бывшим сувереном. Для этого нет даже трудовых ресурсов (а миграционное законодательство Дании не только не стимулирует, но и крайне затрудняет приток туда рабочей силы).

      Поэтому власти Дании (и самой страны - Гренландии) вынуждены будут поставить запятую в вынесенном в заголовок предложении. И вполне возможно, что запятая будет после первого слова. Пусть даже через много лет после Трампа, который все равно сможет войти в американскую историю как инициатор сделки.

      Алексей Голубович, главный стратег, управляющий директор Arbat Capital

      Почему будет сложно купить Гренландию вне зависимости от суммы сделки – на первый взгляд очевидно. Во-первых, сделки купли-продажи территорий не практиковались в мире уже более 100 лет (сами США купили в 1803 г. Луизиану у Франции, в 1867 г. – Аляску у России, а в 1917 г. – Датскую Вест-Индию у Дании, переименовав ее в US Virgin Islands). Однако экономическая несостоятельность одних стран в освоении территорий и экспансия бизнеса других всегда могут в будущем поставить некоторые правительства перед выбором "продать или потерять".

      При этом правительства, не готовые становиться продавцами, могут потерять сначала не территорию, а власть. И после этого, ввиду распада страны или сепаратизма, поддержанного богатым инвестором, интересующие последнего земли все равно могут быть отделены. А в случае с Гренландией, автономия которой была значительно расширена в 2009 г., отделение от бывшей метрополии в будущем не потребует никаких сепаратистских выступлений с применением насилия, а может быть проведено референдумом, результаты которого США сначала признают, а затем трансформируют в процесс создания нового штата.

      Во-вторых, в реально демократической стране трудно представить себе поддержку идеи продажи земель электоратом. Однако при заинтересованности правительства в сделке электорат можно купить, причем даже богатый электорат весьма благополучной страны. И для этого достаточно не столько предложить населению много денег, сколько объяснить, что развитие и просто сохранение контроля над гигантской территорией потребует новых расходов (бюджет Гренландии уже на 2/3 финансируется Данией) и новых налогов. А расходы будут увеличиваться ввиду нарастания экологических проблем, оттока населения (с 1990 г. держится на уровне около 56 тыс. чел., фактически сокращаясь ввиду безработицы и переезда на работу за границу).

      В-третьих, почти ничего не производя, экспортируя лишь рыбу и не разрабатывая полезные ископаемые (запасы нефти огромны, но добыча в обозримом будущем нерентабельна), Гренландия, на первый взгляд, действительно зависит от Дании. По статистике торговля регион привязана сильнее всего к Дании, но не к ЕС (из которого Гренландия вышла еще в 1985 г., посчитав, что ей выгоднее получать с Евросоюза ежегодную плату за лов рыбы в своих водах). Около 55% экспорта (рыба и морепродукты) идет в Данию, 15% - в Китай, до 10% - в Россию. Импорт – около 600 млн. USD (суда, самолеты и запчасти к ним, стройматериалы и продовольствие) также поступают в основном от датских компаний, но ввиду незначительности этой суммы он может быть переориентирован на США в любой момент.

      Таким образом, сегодня нет фундаментальных причин, препятствующих мирному переходу почти самостоятельной автономии под юрисдикцию США. Интереснее посмотреть, какие факторы будут способствовать сделке. Можно выделить политические, финансовые и демографические факторы.

      Дания – давний союзник США. И во время Второй мировой войны Гренландия была передана в управление США. Сегодня это выражается и в благоприятном режиме работы на территории Гренландии самой северной американской военной базы, и в экономически вредном для Дании, но выгодном США препятствованию строительства "Северного потока-2". Дании не нужно рассматривать в парламенте вопрос "продажи", чтобы не огорчить союзника отказом и не создавать кризис в отношениях с автономией. Достаточно будет начать долгосрочные переговоры о передаче территории Гренландии в аренду (на 99 лет, например). Подобные прецеденты хорошо известны (от Гонконга, где аренда закончилась, до "частичной" аренды Шпицбергена СССР, которая стала нецелесообразной, но, при наличии у арендатора сил и средств могла бы постепенно стать "вечной"). Для США не составит большого труда выплачивать не столько Дании, сколько самой автономии, сумму, близкую к ВВП Гренландии (около $1 млрд в год), в обмен на права создавать бизнесы, инфраструктуру, налоговую и правовую систему по своим стандартам. Через несколько десятков лет освоения региона и кратного увеличения численности населения в ходе следующего референдума уже никто не расторгнет договор аренды, а вопрос объединения с США решится сам собой.

      При этом сами гренландские политики не только обсуждают задачи большей экономической независимости от Дании как главные для автономии. В повестке дня, по-видимому, уже постановка вопроса о независимости и создании необходимых для этого политических институтов. Именно так в мае 2019 г. была обозначена цель главной ежегодной конференции Future Greenland. И хотя прямых призывов к сближению с США там пока не звучало, вопросы "безопасности" уже ставились исходя из презумпции недостаточности для этого Дании.

      Инициатива Трампа не признак его неадекватности, о которой немедленно заговорили некоторые европейские политики, а неизбежное следствие "становления нового миропорядка" и глобализации. Процессы интеграции государств и изменения в соотношении сил всегда во многом определялись динамикой их ВВП и международной торговлей. Сегодня это во все большей степени фактор международных финансов. ФРС и Минфин США вместо пушек - так можно охарактеризовать современный метод расширения жизненного пространства.

      Даже если стоимость аренды и последующего освоения Гренландии обойдется бюджету США в десятки миллиардов долларов на следующие несколько лет, а будущая покупка - в сотни миллиардов, эти деньги не будут очень заметны на фоне прочих затрат бюджета (только обслуживание текущего госдолга США – это более 600 млрд USD). Одобрить такие траты в Конгрессе США будет проще, чем несколько миллиардов на стену с Мексикой (где вопрос внутриполитический). А напечатать долговых обязательств на финансирование аренды (покупки) Гренландии совсем не сложно. Тем более что для финансирования этого эпохального мероприятия можно будет привлечь и частный капитал – от private equity до венчурных фондов.

      Обосновать политическую значимость приобретения и расходов на него в Конгрессе США проще всего будет, рассказывая не только о необходимости борьбы с иностранными угрозами в Арктике, но и приводя конкретные примеры "китайского проникновения" в Гренландию (вроде уже начавшегося продвижения дешевого китайского оборудования для связи и аэропортов в Гренландию через местные правительственные тендеры и т. п.)

      Экономически проект представляется на первый взгляд крайне сложным – никто не оценивал пока затраты. Однако, вполне возможно, что бизнес-планы уже существуют.

      Сделка, если она состоится (как аренда на текущем этапе), откроет новые возможности для США в расширении влияния на экономику не только ближайших соседей (не только Канады и России, но и Исландии, которая окажется под влиянием США несравнимо больше, чем под европейским), но и приблизит американские компании к границам ЕС. Это означает пересмотр очень многих соглашений по морским биоресурсам, использованию морского шельфа Арктики и северной части Атлантического океана.

      Демография, безусловно, станет важнейшим фактором вероятного будущего поглощения. На примере соседней Исландии видно, что отсутствие притока населения в маленькой стране (хотя в Исландии живет почти в 25 раз больше людей, чем в Гренландии) приводит к сокращению численности, оттоку квалифицированных кадров, медицинским проблемам. В Исландии, в частности, пишут о тенденции отъезда молодых мужчин на работу в США, а замены этого оттока пока не найдено. Маленькое население Гренландии не только может оказаться растворенным в притоке американской рабочей силы, но и будет тем самым спасено от постепенного исчезновения.

      Если сделка состоится (скорее в форме долгосрочной аренды), то она станет важным прецедентом для других стран. Многие государства смогут ссылаться на этот позитивный пример развития территорий и сдавать что-то в аренду, например китайцам.

      Есть ли в поглощении Гренландии военные угрозы для России – вопрос к военным экспертам. Но, скорее всего, для нашей страны все подобные вызовы лежат уже в сфере экономики (которой надо заниматься, в т. ч. не только стандартными монетарными методами, но и путем долгосрочного планирования) и демографии, ведь ряд северных регионов России отличается от Гренландии только удаленностью от США и очень низким уровнем жизни.

      Автор текста: Алексей Голубович, главный стратег, управляющий директор Arbat Capital

      

      Новости партнеров

      

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить