ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Повторят ли технологические IPO этого года историю бума доткомов?

      Москва, 11 июля - "Вести.Экономика". Количество компаний стоимостью более $10 млрд, которые вышли на биржу за минувшие шесть месяцев, превысило количество за любой другой период с 2000 г., сообщает The Wall Street Journal. В последний раз такая картина наблюдалась во время бума доткомов.

      В 2019 г. на биржу вышли такие компании с многомиллиардной оценкой, как Uber, Lyft, Pinterest, Zoom Video Communications, CrowdStrike Holdings и Chewy. Столько же компаний — шесть — с аналогично высокой оценкой вышли на биржу в период с 2015 по 2018 гг.

      Для сравнения, в 2000 г. было проведено более 75 первичных IPO за один и тот же период времени.

      Конечно, история не всегда повторяется: необязательно следует, что только из-за большого всплеска IPO 2000 г., который предвещал конец "пузыря", мы увидим, что подобная тенденция будет развиваться в 2019 г. Тем не менее трудно избежать ощущения deja vu: в 2000 г. у нас был Pets.com, в 2019 г. - Chewy. Вспомним несколько известных компаний периода бума доткомов и стартапы текущего года:

      Embarcadero Technologies

      Согласно отчету Forbes, компания-разработчик корпоративного программного обеспечения Embarcadero Technologies была одной из немногих прибыльных компаний, которые стали публичными в 2000 г., и привлекла на первичном размещении $42 млн. По данным Pitchbook, компания была приобретена инвестфирмой Thoma Bravo за $118,17 млн в 2007 г. и передана в частную собственность. Thoma Bravo продала Embarcadero Technologies компании Idera в 2015 г. за неизвестную сумму.

      Pets.com

      Pets.com был создан для продажи аксессуаров и кормов для домашних животных через интернет. Идея заключалась в том, что вы могли "покупать онлайн без лишнего посредника". Пользователи сайта могли просматривать различные категории, выбирать продукты, которые им нравятся, и удобно заказывать доставку домой.

      Эта шумная компания фигурировала в утренних ток-шоу и снимала дорогую рекламу Super Bowl, прежде чем привлекла на IPO $82 млн. Всего через 268 дней стартап объявил о банкротстве, сославшись на то, что он неправильно рассчитал стоимость доставки.

      eFunds

      По данным Pitchbook, поставщик платежного программного обеспечения привлек более $71 млн в ходе IPO в июне 2000 г. В 2007 г. компания была куплена гигантом управления инвестициями Fidelity за $1,8 млрд.

      Sonus Networks

      Sonus Networks, занимающаяся сетевой безопасностью, была одним из самых популярных IPO 2000 г., рост акций в период составил более чем 600% по сравнению с ценой открытия в $23. Четырнадцать лет спустя Sonus Networks была куплена компанией Sunhillo, производящей камеры видеонаблюдения.

      WebMethods

      По данным Pitchbook, производитель корпоративного программного обеспечения WebMethods был оценен в $6,6 млрд после IPO в феврале 2000 г., в ходе которого было привлечено более $147 млн. Компания не была прибыльной, когда стала публичной, и была выкуплена в 2007 г. немецким технологическим гигантом Software AG за $546 млн.

      Теперь перенесемся в будущее, где история (необязательно) может повториться: шесть стартапов стоимостью $10 млрд и более вышли на IPO в первой половине 2019 г.

      Lyft

      Компания Lyft вышла на IPO в марте, всего на несколько месяцев раньше конкурента Uber, но в первые месяцы торгов компания показала плохие результаты. По состоянию на вторник акции Lyft торговались по $60,93, что ниже цены IPO в $72.

      Pinterest

      Pinterest был одним из немногих "единорогов", которые осторожно оценили свои возможности и получили публичную оценку ниже своего последнего частного раунда финансирования. Цена акции в $19 установила оценку стартапа на уровне $10 млрд. Акции торговались выше цены открытия в районе $26.

      Zoom

      Производитель программного обеспечения для видеоконференций Zoom, похоже, стал тихим хитом бума IPO в 2019 г.: акции стартапа пока что торгуются более чем на $50 выше цены открытия в $36. Согласно The Wall Street Journal корпоративные компании, такие как Zoom, могут вызвать интерес инвесторов, когда стартапы, ориентированные на рядовых потребителей, ищут оптимальные пути к прибыльности.

      Uber

      В мае Uber стала публичной компанией под руководством генерального директора Дары Хосровшахи. Торги открылись на уровне $45 за акцию. На данный момент стоимость акций сервиса такси чуть ниже - $43.

      CrowdStrike

      Стартап CrowdStrike еще не получил прибыли, но уже привлек в июне более $600 млн в ходе IPO. Стартап был оценен в $3,4 млрд, а в ходе финансирования привлек внимание некоторых крупнейших инвесторов Кремниевой долины, типа Accel и Facebook, а также венчурное подразделение Google CapitalG.

      Chewy

      Chewy - возможно, лучшее сравнение со старой гвардией убыточных публичных технологических компаний, Chewy - это интернет-магазин товаров для животных. Но, в отличие от своего предшественника Pets.com, Chewy по-прежнему набирает силу на публичных рынках. Исходя из цены размещения, капитализация Chewy составляла $9 млрд. Таким образом, стоимость компании выросла примерно на $5 млрд до $14 млрд. Компания планировала привлечь на IPO до $112 млн. Ее владелец PetSmart, который купил Chewy в 2017 г. за $3,4 млрд, планировал продать акции на $720 млн.

      Рубрики: Технологии и IT

      Метки: IPO, стартапы

      

      Новости партнеров

      

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      
      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить